суббота, 28 июня 2008 г.

О восстановлении аккумуляторов

Как правило, процент восстановленных аккумуляторов при использовании контролируемых циклов разряда / заряда зависит от типа электрохимической системы, количества уже отработанных циклов, метода обслуживания и возраста аккумулятора.

Ni-Cd Никель-кадмиевые
Наилучшие результаты достигаются при восстановлении NiCd аккумуляторов. Это обычно от 60 % до 70 % отвергнутых NiCd аккумуляторов может быть восстановлено для полноценной эксплуатации при использовании тренировочных циклов и восстановительных методов, заложенных в анализаторах.

Следует иметь ввиду, что не все аккумуляторы одинаково хорошо откликаются на тренировочные и восстановительные циклы. Старые могут показать низкие и непоследовательные (противоречивые) значения емкости после обслуживания, другие становятся еще хуже с каждым новым циклом. Такие результаты указывают на нестабильность аккумулятора, и подобные аккумуляторы должны быть заменены. Аналогия может быть проведена со старым человеком, для которого тренировки вредны.

Кстати, некоторые старые NiCd аккумуляторы после проведения обслуживания достаточно близко возвращаются к первоначальной емкости. При этом следует принять во внимание возможность наличия у них высокого саморазряда. Если есть сомнение, проведите испытание на саморазряд.

Ni-MH Никель-металл гидридные

Процент восстановления NiMH аккумуляторов оценивается примерно в 40 %. Более низкое значение обусловлено, частично, из-за сокращенного числа циклов разряда / заряда NiMH аккумуляторов по сравнению с NiCd. Из компании NTT, Япония, долгое время эксплуатирующей NiMH аккумуляторы, сообщили о хорошем проценте восстановления NiMH аккумуляторов в случае использования методов тренировки и восстановления компании Cadex.

Хотя на практике процент восстановления NiMH аккумуляторов очень низок. Возможно вся причина этого заключается в том, что попадают они на восстановление уже безнадежно испорченными. Если бы аккумуляторы проходили периодическое обслуживание, то возможно процент восстановленных был бы близок к 40 %.

SLA Герметичные свинцово-кислотные
Процент восстановления SLA аккумуляторов мал и составляет не более 15 %. В отличие от основанных на никеле аккумуляторов, восстановление SLA аккумуляторов не базируется на разрушении кристаллических образований, а скорее на восстановлении химического процесса.

Основой причиной низкого значения емкости SLA аккумуляторов является их длительное хранение в разряженном состоянии и недостаточном заряде.

Li-ion Литий-ионные
Уменьшение емкости Li-ion аккумуляторов, как правило, складывается из восстанавливаемых и невосстанавливаемых потерь. Оптимальные способы восстановления восстанавливаемых потерь будут, вероятно, разработаны в ближайшем будущем.

В настоящее время, надежных методов восстановления этих аккумуляторов нет.

Следует так же заметить что основной целью в обслуживание Li-ion аккумуляторов с использованием анализатора аккумуляторов является не восстановление аккумуляторов, утративших емкость из-за эффекта памяти (Li-ion аккумуляторы не подвержены этому эффекту), а проверке новых аккумуляторов на соответствие спецификациям изготовителя прежде, чем истечёт гарантия, и прополке "сухостоя", как только ёмкость упала ниже приемлемого целевого значения.

Обслуживание аккумуляторов также помогает в идентификации неисправных зарядных устройств.

Часто задаваемый вопрос
Обычный вопрос на эту тему - " Будет ли восстановленный аккумулятор таким же, как новый? " В этом случае уместно сравнение с заменой дефектной детали в машине. Только замененная деталь нова; остальная же часть машины остаётся в прежнем состоянии.

Если аккумулятор содержит сепаратор, который был повреждён избыточной высокой температурой или испорчен неконтролируемыми кристаллическими образованиями, то эта часть аккумулятора естественно улучшаться не будет.

В тоже время разрушение кристаллических образований в NiCd или NiMH аккумуляторах может рассматриваться как полное восстановление. Однако этот процесс со временем произойдет заново, в случае, если аккумулятор не будет периодически подвергаться требуемому обслуживанию.

Отрывок из книги
“Batteries in a Portable World “
by Isidor Buchmann.
.